Являются ли «совместные покупки» предпринимательской деятельностью?

Группы совместных покупок в социальных сетях набирают популярность. Участники стремятся сэкономить, заказывая вещи оптом, а руководители групп зарабатывают на процентах. Как правило, эта деятельность официально никак не оформлена.

Что такое «Совместная покупка»?

В письме ФНС России от 07.06.2013 № АС-3-2/2057@ дано определение понятию «Совместная покупка» — это покупка физическим лицом — организатором «совместной покупки» (далее — организатор) партии товара по оптовой цене у одного оптового продавца с последующей реализацией данного товара нескольким конечным покупателям, которые дали предварительное согласие на покупку такого товара у организатора, с определенной наценкой к оптовой цене товара, которую устанавливает организатор.

Как правило, такая наценка составляет 10 — 15% оптовой цены товара и позволяет конечному покупателю приобрести товар по стоимости ниже стоимости аналогичного товара, реализуемого в розничных сетях.

Является ли эта деятельность предпринимательской?

При осуществлении «совместной покупки» и дальнейшей реализации товаров конечным покупателям у организатора формируется налогооблагаемая база, с которой должны быть удержаны и уплачены налоги в бюджет. При этом такая деятельность, как следует из открытых источников в сети Интернет, зачастую осуществляется организаторами — физическими лицами на систематической основе и является предпринимательской деятельностью.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса, «предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Для того чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке.

В случае, если такая деятельность осуществляется на систематической основе, организатор покупки в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах обязан:

  1. встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя;
  2. представлять отчетность в налоговый орган и уплачивать налоги в бюджет в соответствии с применяемым режимом налогообложения.

При оказании посреднических услуг и торговли через интернет возможно применение упрощенной системы налогообложения (УСНО), в которой можно выбрать один из двух объектов налогообложения – «доходы» (ставка 6%) и «доходы-расходы» (ставка 15%). Указанные услуги на систему ЕНВД не переводятся.

В случае, если такая деятельность носит разовый характер (1-2 раза в год), необходимо задекларировать свои доходы и уплатить налог на доходы физических лиц в установленном порядке, т.е. подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговые органы по итогам календарного года и с полученного дохода заплатить налог (НДФЛ) по ставке 13%.

Штрафные санкции

Налоговые органы привлекают к декларированию и уплате налогов организаторами «совместных закупок», в том числе на основании обращений граждан, путем проведения анализа групп в социальных сетях.

Игнорирование требований о государственной регистрации может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа от 500 до 2000 рублей (ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Помимо административного штрафа организатору закупок, не желающему регистрироваться, может грозить и налоговая ответственность – за ведение деятельности без постановки на учет необходимо заплатить 10% от полученных за этот период доходов, но не менее 40 000рублей (п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации). Предусмотрена также и уголовная ответственность на основании ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Не выбрано 3-НДФЛ ООО
Поля, отмеченные * — обязательны для заполнения